Страница обновлена 11.05.2021

МБОУ Покров-Рогульская основная школа

Страница обновлена 11.05.2021
МБОУ Покров-Рогульская основная школа

 

Информацию  о мероприятиях, проводимых в честь 75- летия Великой Победы можно найти по ссылке на группу в Контакте МБОУ Покров – Рогульская СШ  https://vk.com/club195060592

Всероссийский проект "Страна героев"

Николай Вениаминович КОПЫЛОВ

Николай Вениаминович Копылов родился 6 апреля 1910 года в городе Луга Петербургской губернии в семье крестьянина. Окончил профтехшколу и работал электромонтером-киномехаником. Затем последовали годы службы в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, куда Николай был призван в 1927 году, и учеба в бронетанковом училище. После окончания училища Копылова направили в 1-ю механизированную бригаду имени К. Б. Калиновского, ставшую родоначальницей бронетанковых и механизированных войск страны. С этой бригадой связаны и первые страницы славной истории доблестной Кантемировской дивизии.

В стенах военного училища Николай начал серьезно заниматься спортом и к середине 1930-х годов вошел в число сильнейших лыжников и легкоатлетов Москвы. 6 октября 1936 года стало для него знаменательной датой. В этот день Копылов впервые стартовал во Всесоюзном марафоне. Среди 120 участников забега был также Иван Чебуркин. Между ними завязалась упорная тактическая борьба. Победителем того легендарного кросса стал Иван. Несмотря на огорчение, Николай обрел хорошего друга и достойного соперника. В то время Чебуркин и Копылов выступали за ЦДКА и стали тренироваться вместе.

На чемпионате страны в 1937 году Николай уже смог обойти своего друга и прийти к финишу 11-м. Чебуркин пришел 15-м. В том же году Копылов установил рекорды СССР на дистанциях 15000 м (51 мин. 23,8 сек.) и в часовом беге (17 479,5 м). Иван Чебуркин, закончив срочную службу в армии,  стал выступать за «Спартак».

К Всесоюзному марафону 1939 года Копылов и Чебуркин подошли в прекрасной форме.  В этом соревновании принимали участие такие известные в то время спортсмены, как двукратный чемпион СССР Николай Бабарыкин и его постоянные оппоненты: Николай Голованов, Феодосий Ванин, Сергей Ганеев и другие. Но настоящими героями дня стали два друга. Иван Чебуркин финишировал первым и завоевал титул чемпиона страны. Николай Копылов проиграл ему всего 0,6 секунды и занял второе место (2 мин. 42,03 сек.). Оба были удостоены звания «Мастер спорта СССР». После этого марафона судьба надолго разлучила друзей.

 

Николай Копылов поступил на командный факультет Военной академии механизации и моторизации РККА, которую окончил в 1941 году. Это решение было продиктовано пониманием нависшей над Европой угрозы гитлеровского фашизма. В 1940 году Николай вновь принял участие во Всесоюзном марафонском пробеге и занял третье место (2 мин. 41,04 сек.). Иван Чебуркин оказался во второй десятке. На следующий год соревнования не состоялись. Началась война.

Свой фронтовой путь капитан Николай Копылов начал в сентябре 1941 года на Калининском фронте в должности помощника начальника штаба 81-й танковой бригады. Участвовал в Ржевско-Вяземской стратегической операции. За боевые успехи и храбрость  был награжден медалью «За отвагу» и одной из высших наград СССР – орденом Красного Знамени. 

В декабре 1941 года в тяжелые дни битвы за Москву Копылов проявил личный героизм. Видя тяжелейшее положение танкового батальона, который за время боя потерял большую часть бронетехники и радиосвязь с командованием фронта, Николай вызвался пойти за помощью. Обратившись к командиру, он сказал: «Разрешите попытаться прорваться к своим. Я – спортсмен, сумею!» Это был главный и самый трудный забег, от которого зависели жизни товарищей и исход сражения на ответственном участке обороны столицы. Примерно за час Копылов преодолел более десяти километров по лесной дороге – где ползком, где короткими перебежками, а где и вкладывая в свой бег все физические и моральные силы. Совершенно обессиленный, он добрался до места, а еще через несколько минут боевые машины двинулись на выручку попавшему в беду батальону. Враг был остановлен.

В июне 1942 года за успешную педагогическую деятельность по подготовке резервов Красной Армии и спортивные достижения Николаю Копылову (наряду с другими спортсменами) было присвоено звание заслуженного мастера спорта. В июле его вызвали с фронта в Москву для участия в антифашистском митинге советских спортсменов. В эти несколько дней Николай Вениаминович смог принять участие в 3-километровом кроссе в Сокольниках и занять пятое место.

В октябре 1942 года Копылов стал начальником штаба 62-й танковой бригады. Затем последовал перевод в состав 16-го танкового корпуса, который сражался на Брянском, Сталинградском, Донском, Центральном фронтах. Николай принимал участие в обороне Сталинграда и окружении 6-й армии немецких войск. За 1942 год он был четыре раза ранен, но быстро восстанавливался и вновь возвращался в строй.

В мае 1943 года во время подготовки 16-го танкового корпуса к Курскому сражению, Копылова назначили командиром 164-й танковой бригады, в разведвзводе которой служил Иван Чебуркин. Так через годы судьба свела старых друзей и спортсменов. И вновь проявилось спортивное братство. Самые ответственные, сложные и дерзкие задания Копылов поручал своему другу по довоенным марафонам. 

С 5 по 9 июля 1943 года в период Курского сражения Николай Копылов неоднократно вступал в бой и водил свою бригаду в контратаки. Во время одного из боевых столкновений, находясь в танке Т-34, он лично уничтожил 3 вражеских «Тигра» и смог вывести с поля боя свою машину невредимой. Тогда же ему удалось эвакуировать из-под огня 24 танка бригады, подбитых врагом. За этот подвиг Николай был представлен к высшей государственной награде СССР – ордену Ленина. 15 декабря 1943 года Н. В. Копылову было присвоено воинское звание – полковник.

Во время боев на подступах к Праге в августе 1944 года Николай Копылов принял командование 51-й танковой бригадой 3-го танкового корпуса, которая в ноябре стала 47-й гвардейской танковой бригадой. В 1945 году полное название звучало так: 47-я гвардейская танковая Уманско-Померанская ордена Ленина Краснознаменная орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого бригада. В нее был переведен и Иван Чебуркин. В разведвзводе 50-й бригады 3-го корпуса служил еще один известный советский спортсмен – футболист Владимир Савдунин. Обе бригады сражались вместе в Висло-Одерской и Берлинской операциях против нацистской Германии и ее союзников.

В марте 1945 года во время наступления советских войск в районе города Зельден (Германия) И. Чебуркин вместе с напарником захватил важный мост, нейтрализовав охрану. Вдвоем они удерживали переправу до подхода танковых соединений Копылова.

С 16 апреля Н. В. Копылов со своей бригадой принимал участие в Берлинской операции. В конце апреля 47-я и 50-я танковые бригады атаковали и захватили город Науэн. Затем 47-я бригада двинулась на Бранденбург и 1-го мая, соединившись с войсками 1-го Украинского фронта, завершила окружение Берлина. После взятия Бранденбурга 3-й танковый корпус и 7-й кавалерийский корпус вышли к реке Эльба и встретились там с американскими войсками.

За умелое командование танковой бригадой, мужество и отвагу, проявленные в Берлинской операции, 31 мая 1945 года Николаю Вениаминовичу Копылову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». За годы войны он был награжден медалью «Золотая Звезда», двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Суворова II степени, орденом Отечественной войны I и II  степени, тремя орденами Красной Звезды, медалью «За отвагу» и орденом Креста Британской Империи IV степени. 

Иван Чебуркин закончил войну полным кавалером ордена Славы трех степеней, также был награжден орденом Красного Знамени и двумя орденами Красной Звезды. В 1945 году демобилизовался и вернулся в спорт.

После победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. Н. В. Копылов продолжил службу в армии и окончил Высшие академические курсы при Военной академии бронетанковых войск. В 1955 году вышел в отставку. Некоторое время проживал в городе Калинин (Тверь). В 1958 году переехал в Сухуми (Абхазия), где 12 апреля 1965 года скончался в возрасте 55 лет.

 

 

Александр Петрович МАМКИН

Александр Петрович Мамкин родился в 1916 году в многодетной семье на хуторе Крестьянский Воронежской губернии. В 1918 году его отец умер, и матери пришлось одной воспитывать четверых детей. С 1931 года Александр работал в колхозе и одновременно учился в школе. В 1934 году поступил в Орловский финансово-экономический техникум. В 1936 году по комсомольскому набору попал в Балашовское летное училище гражданской авиации, которое через три года окончил с отличием. По распределению был направлен в Таджикское управление гражданского воздушного флота (ГВФ). С 1939 года перевозил почтовые грузы на территории Таджикской и Узбекской ССР. За неполные три года работы Мамкин сумел налетать 1700 часов без летных нарушений и стать передовиком своего летного подразделения. Война застала Александра за работой в Средней Азии.

В соответствии с приказом НКО СССР №0047 от 9 июля 1941 года действующим авиагруппам ГВФ предписывалось обеспечивать деятельность действующих частей Красной Армии. При этом сохранялись структура и личный состав подразделений. На их базе были созданы особые авиационные группы ГВФ. Таким образом, личный состав авиаподразделений гражданской авиации считался призванным в Красную Армию. Александр Мамкин оказался в составе 120-го отдельного авиаполка гражданского воздушного флота. В 1942 году он и его товарищи были переведены в 105-й отдельный авиаполк ГВФ, входивший в состав 3-й воздушной армии.

Авиаполк занимался доставкой грузов и перевозкой раненых через линию фронта. Как правило, перелеты осуществлялись ночью и  часто в сложных метеоусловиях. Александр Мамкин летал на биплане Р-5 со снятым вооружением.

22 августа 1943 года за успешную доставку через линию фронта к партизанам радистов и боеприпасов, проходившую ночью в условиях плотной облачности, он получил свою первую награду – орден Отечественной войны I степени. К тому времени  Александр совершил 74 боевых вылета, 15 из них ночью с посадкой у партизан. Летчик доставил партизанам 13 249 кг боеприпасов и 16 военнослужащих, вывез 24 раненых.

К марту 1944 года Александр сделал еще 33 боевых вылета, перевез за линию фронта 9 тонн боеприпасов, 41 военнослужащего и вывез 113 раненых партизан. За все время работы у Александра Мамкина не было ни одного срыва задания или аварийного происшествия, невзирая на то, что он часто подвергался зенитным обстрелам и атакам вражеской авиации, от которых непременно уходил. В феврале-марте 1944 года он выполнял 3-4 боевых вылета за ночь, за что был награжден орденом «Красное Знамя»

Операция «Звездочка»

Летом 1943 года партизанский отряд им. Щорса передислоцировался в леса под Полоцком в Белоруссии. Вокруг партизанской зоны была создана оборонительная линия протяженностью около 300 км. В ее пределах отряд вел агентурную разведку в деревнях и селах. 

Осенью 1943 года одна из разведывательных групп выяснила, что в деревню Бельчица из Полоцка переехал детский дом № 1, в котором находилось около 200 детей. Разведчики в тот же день встретились с директором детского дома М.С. Форинко: он рассказал, что ребята голодают, началась эпидемия тифа. При этом гитлеровцы намеревались вывезти детей и уничтожить.

Эту информацию доставили в штаб партизанского отряда. С Форинко поддерживалась систематическая связь, а в окрестностях деревни Бельчица велась повседневная разведка. Было принято решение освободить детей. 

18 февраля 1944 года отряд партизан взял с собой около 50 подвод и совершил 20-километровый марш-бросок под Полоцк. С наступлением темноты опушка недалеко от деревни Бельчица была превращена в укрепленный рубеж с окопами и пулеметами. В назначенное время над деревней зашумела наша авиация, совершая отвлекающий маневр. В этот момент дети направились к лесу мелкими группами. Партизаны в маскхалатах встречали их на полпути и помогали быстро добраться до обороняемой опушки леса. Больных и малолетних детей по глубокому снегу несли на руках воспитатели и старшие ребята.

Детей усадили на подводы, и «санный поезд» ночью доставил их в расположение отряда. Затем спасенных воспитанников детского дома разместили по домам в деревне Емельяники, где оказали первую помощь, отогрели и накормили. Спустя некоторое время для большей безопасности их перевезли в глубокий партизанский тыл в деревню Словени. Партизаны, участвовавшие в операции, были представлены к высшим правительственным наградам.

Слух о дерзкой операции партизан прошел по всему району и имел большое патриотическое значение.

Вслед за первым этапом операции следовала эвакуация детей через линию фронта на «большую землю». Пилоты Александр Мамкин, Иван Жуков, Дмитрий Кузнецов и другие совершали по несколько рейсов за ночь, перевозя ребят и раненых партизан. К 10 апреля оставалось транспортировать около 130 детей. Операцию осложняли начавшиеся бои, в которых были задействованы партизаны отряда.

Александр Мамкин в ночь с 10 на 11 апреля совершил 8 успешных рейсов. Готовясь к 9-му вылету, он разместил 10 детей и воспитательницу в фюзеляже своего Р-5. В кассеты под крыльями были помещены два партизана с тяжелыми ранениями ног. 

Взлетев со льда озера Вечелье, Александр взял курс на аэродром своего авиаполка. На подлете к линии фронта самолет атаковали немецкие ночные истребители. В моторном отсеке Р-5 вспыхнул пожар. Огонь начал распространяться на кабину пилота. Теряя высоту, Мамкин перетянул самолет через линию фронта. Невзирая на аварийную ситуацию и то, что по правилам в таких случаях пилоту предписано покинуть самолет на парашюте, Александр изо всех сил вел машину к своим. На нем горел комбинезон, огонь прорвался к ногам. На некоторых детях начала тлеть одежда. Возникла реальная опасность распространения пожара.

Непосредственным очевидцем героизма пилота был 14-летний Владимир Шишков, сидевший во второй кабине. Перед вылетом Александр проинструктировал его, как открывать люки, чтобы помочь выбраться пассажирам после приземления.

Александру Мамкину удалось посадить горящий самолет на замерзшее озеро недалеко от расположения советских частей. Он самостоятельно выбрался из кабины, но ходить уже не мог. Выгрузкой детей и раненых занимались Владимир и воспитательница Валентина Латко. Они успели отбежать на 200 метров к берегу, когда самолет взорвался. 

Александра Мамкина вскоре доставили в госпиталь. Через 6 дней, 17 апреля 1944 года, не приходя в сознание, он скончался от полученных ожогов.

Всего в  ходе многодневной операции было вывезено 200 детей и 314 раненых партизан, доставлено 90 тонн боеприпасов и грузов. За ночь с 10 на 11 апреля 1944 года Александр Мамкин перевез 90 детей. 

За годы Великой Отечественной войны «Звездочка» оказалась единственной в своем роде операцией по спасению такого большого числа детей. Понимая важность и беспрецедентность этого события, одним из рейсов в партизанский тыл был отправлен кинооператор, который снял пилота Мамкина и погрузку детей в самолет. 

Командованием авиаполка Александр Мамкин был посмертно представлен к званию Героя Советского Союза. Однако по неизвестным причинам ни звания, ни награды за свой подвиг он не получил.

Александр Петрович Мамкин был похоронен в деревне Маклок, Смоленской области. В 1970-х годах его прах торжественно перезахоронили на воинском мемориальном кладбище «Лидова гора».